Недавно одна из моих публикаций по поводу определенной серии проповедей вызвала шквал негативной реакции. Я долго размышлял над этим и, читая различный материал, наткнулся на статью Альберта Молера, президента Южно-Баптиской теологической семинарии. Эта статья полностью отразила мои внутренние переживания. Я хочу, чтобы она стала своевременным предупреждением, за которым последуют какие-то действия. Мы, как члены церквей, обязаны проверять то, что мы слышим. Итак, к самой статье.
«Это хорошо, когда проповедник основывает свою проповедь на Библии, но лучше бы он переходил к чему-то более насущному как можно быстрее, иначе мы просто начинаем отключаться». Это высказывание удивительно точно отражает одну из ошеломляющих, трагических и грустных характеристик современного христианства – нетерпеливость к Слову Божьему. Данное высказывание взято из статьи «Зевающие над словом» Марка Галли, который является главным редактором «Christianity today». В примерно двухстах слов он четко освещает трагедию современной церкви, которая все более нетерпеливо относится к чтению и разбору слова. Мы можем поморщиться, читая эти строчки, но никто не будет отрицать, что это – сегодняшняя действительность в очень многих церквях. Марку Галли посоветовали поменьше цитировать Библию в его проповедях, потому что иначе он растеряет аудиторию. Галли говорит, что подобного рода советы очень часто является сегодняшней реальностью.
На самом деле, в большом количестве церквей очень мало читают Библию во время прославления, а сами проповеди нацелены, во-первых, на удержание внимания аудитории часто ценой невнимания к библейскому тексту. Детальный разбор Божьего слова (экспозиция Библии) уступил место заботам людей, реальным, либо предполагаемым.
Марк Галли отмечает: «Мы живем в век нарциссизма, и мы хотим, чтобы говорили о наших нуждах, наших желаниях и наших надеждах, какой бы ценой нам это не давалось, будь то ценой желаний других, или воли Всемогущего Бога. Нам не нравится, когда учитель читает всю лекцию, пусть даже из Слова Божьего. Мы хотим вставить что-то от себя, иначе мы можем почувствовать, что урок не был полезен для нас или не был достаточно жизненным. Это хорошо, когда проповедник основывает свою проповедь на Библии, но лучше бы он переходил к чему-то более насущному как можно быстрее, иначе мы просто начинаем отключаться. Не надо слишком долго задерживаться на Библии, вместо этого лучше убедитесь в том, что вы приведете иллюстрации и примеры из личной и повседневной жизни, и самое главное, скажете, как нам все это использовать».
Фокусирование на нашем чувстве того, что необходимо и интересно, является основным фактором в маргинализации и в практическом заглушении Слова Божьего.  Каждый индивидуум на собрании – это просто сплав желаний, нужд, интуитивных побуждений, интересов и отвлеченных мыслей. Вместе все собрание – это смесь ожиданий, отчаянных надежд, страхов и нетерпеливых стремлений. Все это только умножается, если не противопоставить этому библейское чтение Слова Божьего и проповедь. Галли абсолютно справедливо замечает, что собрания ожидают, что проповедник начнет с какого-то места из Писания, но потом быстренько перейдет к тому, что нас действительно волнует. Например… К нам самим.
Одно из мест в Библии, где показано, что может быть названо проповедью, находиться в книге Неемии 8:1-8: «Когда наступил седьмой месяц, и сыны Израилевы [жили] по городам своим, тогда собрался весь народ, как один человек, на площадь, которая пред Водяными воротами, и сказали книжнику Ездре, чтобы он принес книгу закона Моисеева, который заповедал Господь Израилю. И принес священник Ездра закон пред собрание мужчин и женщин, и всех, которые могли понимать, в первый день седьмого месяца; и читал из него на площади, которая пред Водяными воротами, от рассвета до полудня, пред мужчинами и женщинами и всеми, которые могли понимать; и уши всего народа [были приклонены] к книге закона. Книжник Ездра стоял на деревянном возвышении, которое для сего сделали, а подле него, по правую руку его, стояли Маттифия и Шема, и Анаия и Урия, и Хелкия и Маасея, а по левую руку его Федаия и Мисаил, и Малхия и Хашум, и Хашбаддана, и Захария и Мешуллам. И открыл Ездра книгу пред глазами всего народа, потому что он стоял выше всего народа. И когда он открыл ее, весь народ встал. И благословил Ездра Господа Бога великого. И весь народ отвечал: аминь, аминь, поднимая вверх руки свои, – и поклонялись и повергались пред Господом лицем до земли. Иисус, Ванаия, Шеревия, Иамин, Аккув, Шавтай, Годия, Маасея, Клита, Азария, Иозавад, Ханан, Фелаия и левиты поясняли народу закон, между тем как народ стоял на своем месте. И читали из книги, из закона Божия, внятно, и присоединяли толкование, и [народ] понимал прочитанное».
Ездра и его помощники стояли на помосте перед собранием. Они читали Библию четко и потом объясняли собранию значение текста. Собрание принимало слово в смирении, стоя. Пример очень прост: Библия читается, объясняется и принимается.
Во многих церквях практически нет публичного чтения Слова Божьего. Музыкальное прославление наполнено музыкой, и собрание, как правило, не заинтересовано в том, чтобы слушать чтение Библии. Нас призывают петь во время прославления, но собрание не может жить лишь на кусочках Писания, которые вставлены в песни прославления там и тут. Христиане нуждаются в служении, когда Слово Божье будет провозглашаться в чтении, они должны слышать и слушать его. Проповедь должна состоять из экспозиции места из Писания, которое было прочитано, объяснено и приложено к жизням людей. Недостаточно для проповеди взять библейский текст лишь для старта.
Как много церквей сегодня демонстрируют нетерпение к Слову Божьему! Библейская формула проста, если ты отвергаешь Слово Божье, это приведет к катастрофе, непослушанию и смерти. Бог уберегает Свою церковь от ошибок, содержит ее в истине, побуждает быть свидетелем о Себе в этом мире только через Божье Слово, никак не через самоанализ участников собрания. Ясно, что нетерпение к Слову Божьему может быть объяснено только нетерпением к Самому Богу. Давайте задумаемся.
Иисус сказал, «Имеющий ухо да слышит…» (Откровение 2:7)