Только что прочитал «Правдивое изложение удивительной Божьей работы в обращении многих сотен душ в Нортхэмптоне» Джонатана Эдвардса. Великолепный труд, описывающий начало пробуждения в американских колониях, а именно в городе Нортхэмптоне с 1733 по 1735 гг. Работа потрясает христоцентричностью и глубиной изложения. Часть секрета такого изложения, конечно же, в том, что сам Эдвардс не был лишь сторонним наблюдателем. Он был активным участником. Кстати участником он стал не потому, что он организовал первое палаточное служение или большое евангелизационное служение на стадионе. Нет, ничего подобного. Он четко понимал, что Дух дышит там, где хочет, и что от него Господь требует верности; верности в проповеди, в евангелизации и, конечно же, в хождении с Господом. Я думаю, что всякий верующий при чтении этой книги почувствует, как описываемые переживания резонируют с чем-то внутри; это связывающий всех верующих Дух Святой, который свидетельствует нашему духу, что там, в Нортхэмтоне, все было серьезно и величественно. Я хотел бы поделиться 4-мя наблюдениями, которые, как я считаю, очень актуальны и сегодня.
Первое: обличение необходимо в процессе покаяния. Снова и снова читаешь у Эдвардса о том, что те, кого Господь касался, начинали понимать свою глубокую греховность. Они понимали безвыходность своего ужасного положения, они понимали человеческую беспомощность перед вопросом искупления. «Как я могу приблизиться к Богу, ведь я грешен, а Он абсолютно свят. Ничего из того, что я сделаю, ни мои слезы о моем беззаконии, ни мои хорошие дела никогда не смогут загладить моего греха перед всемогущим и святым Судьей праведным, который говорит, что возмездие за грех-смерть» (Рим. 6:23). Праведность – это безгрешность, это абсолютная «правильность» в хождении перед Богом. Человек скажет, «Я сделал то, что мог. В конце концов, я же просто смертный человек. Чего вы хотите от меня?» Господь ответит, «Ибо написано: будьте святы, потому что Я свят» (1 Петра 1:16). «Старайтесь иметь мир со всеми и святость, без которой никто не увидит Господа» (Евреям 12:14). И как же быть? Что делать? Единственный выход – Иисус Христос, Сын Божий, который искупил избранных Божьих от всякого греха, и сегодня Он говорит всем повсюду, «Покаяться и уверовать в Евангелие!» Обличение в грехе и беззаконии – это начало. Роль этого обличителя на себя берет закон. Без истины о том, кто есть человек, никакой человек не может познать, кто такой Бог.
Второе: четкое осознание справедливости Божьей в наказании грешников. Многие из позже уверовавших говорили, что были готовы быть проклятыми Богом, если то было Ему угодно. Конечно, этого не требует Библия и такого рвения не требуется от верующего, но подумайте о том, насколько сильно было у этих людей чувство справедливости. Не справедливости в понятии грешного человека, но справедливости как она есть, как ее определяет Единственный Справедливый во вселенной. Меня удивляло, когда я читал, насколько богоцентричными становились люди. Они говорили, что они готовы были принять от Господа все что угодно, и если даже Ему будет угодно спасти всех людей на планете кроме них, они будут удовлетворены Его решением. О, чудо рождения свыше! Вот оно чудо! Человек забывает о себе любимом, о своих правах и требованиях и полностью уповает на Бога в Его совершенных решениях. Обычный человек не может этого понять. Все могут принять любовь Божью и Его милость, а вот для того, чтобы принять Его справедливость и суд необходимо, чтобы Дух Святой обновил наше сердце.
Я помню как в разговоре с одним служителем, когда мы заговорили об атрибутах Божьих, я упомянул, что он никогда не говорит о гневе Божьем. На что этот служитель ответил, что не знает Бога, который гневается. Он знает только того Бога, который любит. Странно, ведь Библия так много говорит о Боге, который гневается (Псалом 5:6,10:5; Евр. 12:29б Откровение 14:10, 19:13). И это не два разных Бога, это один всемогущий Бог Авраама, Исаака и Иакова. Если вы лишаете Бога Его атрибутов, вы превращаете Его в одного из своих вымышленных идолов. Бог таков какой Он есть, и человек либо принимает Его по благодати через работу Духа Святого, либо отвергает (1 Кор. 2:14). Часть атрибутов, как и часть Бога принять нельзя.
Третье: принятие благодати Божьей. После обличения и принятия справедливости Божьей, наряду с другими Божьими атрибутами, человек начинает видеть красоту Христа. Он начинает видеть прощение, как оно есть, не дешевое, раздаваемое на углах «попробуй – все равно ничего не теряешь», а купленное кровью самого Агнца Божьего драгоценное искупление. Люди начинают видеть красоту и славу Божью в искупительной жертве Господа нашего Иисуса Христа на позорном римском кресте. Крест становится для таких людей самым драгоценным в жизни. Они бесконечно долго готовы размышлять и упиваться Христом, который виден в чтении, пении и проживании Писания, которое свидетельствует о Нем (Иоанна 5:39). Христа достаточно, чтобы человек хотел не просто ходить в церковь и служить ближним, а даже чтобы отдать свою жизнь. Сегодня как никогда актуально спросить, «А что ты готов сделать ради Христа? Готов ли ты рассказать Евангелие своему соседу?»
И четвертое. Это не столько часть процесса покаяния, сколько важное наблюдение о том, чего не следует делать при покаянии кого-то из близких или знакомых. Никогда нельзя брать на себя ответственность говорить кому-либо, что он христианин. Это просто невероятнейшей степени гордость, высокомерие, беспечность и библейская безграмотность кому-то заявить, «Ты – христианин». Сам Эдвардс, кстати, был обвинен именно в этом. Но если вы почитаете его труды, вы увидите, что он не только не виновен в том, в чем его обвиняли, но от него еще и поучиться можно в данном вопросе. Эдвардс говорит, что когда к нему приходили люди, которые в течение определенного времени демонстрировали все качества христианина, он мог подтвердить христианский характер, но лишь только качеств, действий, но ни в коем случае самого человека. Джонатан Эдвардс предостерегал людей давать подобные уверения, потому что сердце человека крайне сложный механизм и только Господь есть сердцеведец, а мы лишь можем говорить о внешних проявлениях, из которых дела будут служить намного большим подтверждением, чем слова.
Ну, вот и все. Надеюсь вы как и я почерпнули немного мудрости от Джонатана Эдвардса, который в одной из своих проповедей дал прекрасный ответ на вопрос, «Как кто-то может быть праведным пред Богом, ведь даже прощенный грешник продолжает грешить?», сказав, «Христос почтил Бога Отца в своем послушании, которое Он показал ради нас на земле, намного больше, чем любой из нас может показать непочтения совершенным грехом, каким бы ужасным он ни был…» Иисус сказал, «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко» (Матф. 11:29-30).