Пришел как-то боящийся человека к боящемуся Бога за советом в том, что ему делать, чтобы обрести внутренний покой.
Боящийся Бога: Вы задумывались о том, что вам нужно, в самым широком смысле этого слова? Что вам нужно?
Боящийся человека: Пожалуй, чтобы меня понимали, как сказал герой фильма «Доживем до понедельника»: «Счастье – это когда тебя понимают».
Боящийся Бога: А как вы думаете, что или кто вас контролирует?
Боящийся человека: О, тут большой список можно привести. Муж, дети, мама, церковь… еда. О, да, еда меня контролирует, особенно вечером.
Боящийся Бога: Я должен был уточнить, что меня интересует больше то, что вас контролирует в социологическом, душевном, эмоциональном плане, не физическом. Еду можно не упоминать. ))) Продолжим. А на что вы уповаете и чего вы боитесь?
Боящийся человека: О, тут большой список можно привести. Подождите-ка секундочку, это же, по сути, вопросы об одном и том же. То, что мне нужно, контролирует меня. То, что меня контролирует, на это я уповаю и этого я боюсь.
Боящийся Бога: Я рад, что вы это увидели. Итак, чего же вы боитесь?  
Боящийся человека: Мнения людей… Вот так да. То есть люди мне нужны, потому что они меня контролируют, и потому что я на них уповаю. А почему это я на них уповаю?
Боящийся Бога: Может вам их признание нужно, любовь, чтобы почувствовать себя состоявшимся, потому что это в свою очередь принесет так называемый внутренний покой?
Боящийся человека: То есть, в итоге, все на мне замыкается. Я боюсь, потому что Я нуждаюсь в том, чтобы Я чувствовал себя хорошо. Но проблема в том, что я никогда себя хорошо не чувствую. У меня постоянный поиск. Мне, кстати, говорят надо постоянно ставить все большие и большие цели и достигать их, и только тогда я получу удовлетворение. Но почему-то у меня с каждым новым достижением только пустота растет.
Боящийся Бога: Может быть дело в том, что каждое новое достижение – это признание этого самого достижения другими людьми. Другими словами, зависимость от мнения и оценки других людей только растет. Страх перед человеком не побежден, он поощрен.
Боящийся человека: Мне страшно даже подумать о том, что мое внутреннее состояние настолько зависит от остальных. Что делать?
Боящийся Бога: «…Бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом все для человека» (Еккл 12:13) Человек, боящийся Бога, не боится ничего. А что касается людей, то они вам нужны не для удовлетворения ваших потребностей, а для того, чтобы служить им в любви.
Боящийся человека: По-моему, я начинаю понимать. Если я боюсь человека, то он мне нужен для меня, а если я боюсь Бога, то человек мне нужен для Бога.
Боящийся Бога: Можно и так сказать. Боятся Бога – значит исполнять Его заповеди. «ибо любящий другого исполнил закон. Ибо заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не пожелай [чужого] и все другие заключаются в сем слове: люби ближнего твоего, как самого себя. Любовь не делает ближнему зла; итак любовь есть исполнение закона.» (Рим 13:8-10) И, кстати, любовь в форме, «я без тебя жить не могу» не есть любовь, потому что она нацелена на себя любимого и скорее похожа на паразитизм.
Боящийся человека: Я хочу бояться Бога, а не людей. Как мне быть?
Боящийся Бога: Читайте Библию и всматривайтесь в ней в Бога. Невозможно читать Библию и не видеть «ужас»[1]милосердного Бога. Молитесь, чтобы Бог открывался вам. Сегодня очень часто Бога рисуют как всепрощающего старичка, которого можно обидеть, но который никогда не способен на гнев или ярость. Так вот знайте, это не Бог Библии. Бог Библии любит, но Он также и гневается. Многие любят цитировать Иоанна 3:16, «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную.» Но почему-то не дочитывают эту же главу до конца, где в 36 стихе сказано о том же Боге, который возлюбил мир, что Он также и гневается, «Верующий в Сына имеет жизнь вечную, а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем». Помните, Бог, которого лишают его атрибутов, перестает быть истинным. Горе тому, кто делает это, но благо тому, кто принимает Бога как Он есть.
Боящийся человека: Я слышал, что Мартин Лютер говорил, «Позвольте Богу быть Богом». Теперь я понимаю, о чем он это говорил. Спасибо вам.
Боящийся Бога: Был очень, очень рад помочь. Мы можем, кстати, начать вместе изучать Евангелие от Марка.
Боящийся человека: Был бы признателен.
Боящийся Бога: Так и поступим. В следующую среду начнем, если Господу будет угодно и если будем живы.
Боящийся человека: Чувствуется страх Божий.
Боящийся Бога: Он самый, освободительный.


[1] Здесь ужас употребляется в смысле величие, благоговение. Тот в присутствие которого, вы испытываете благоговейный ужас, осознавая насколько вы не достойны рядом с ним.