В этом посте я хотел бы поговорить о теологах креста и теологах славы.
В данный момент я читаю книгу Герхарда Форде «О том, как быть теологом креста. Размышления о Гейдельбергском диспуте Мартина Лютера 1518 года». Кому-то это может показаться чем-то очень скучным и неактуальным, но это далеко не так. Продолжайте читать. То, что Лютер писал в 16-м веке нисколько не потеряло своей актуальности, потому что он писал о старой истине и старой лжи, дав им очень четкие имена.
Во-первых, позвольте мне заверить вас, что этот пост для вас, потому что вы – теолог. Теолог – это всякий человек, который думает и говорит о Боге, а того человека, который бы этого не делал, просто не существует. Так что вот и первый урок: ты – теолог, хочешь ты этого или нет.
Теперь о том, каким  теологом ты являешься. Есть теология креста и есть теология славы. Теология креста видит все через призму креста и страданий, теология славы видит все через призму человека и его стремлений. 
В теологии креста человек – виновный грешник. В теологии славы человек – жертва греха.
В теологии креста – человек должен умереть для себя, для того чтобы начать жить для Бога, в теологии славы –  человек должен найти свою потерянную славную судьбу и Бог ему в помощь.
В теологии креста крест – это жизнь, вне креста – смерть. Мы каждый день умираем для себя, потому что мы понимаем, что наш грех смертелен и мы все еще грешим, и только крест Христа может поддерживать в нас надежду на воскресенье и грядущую славу.
В теологии славы крест помогает разобраться с нашими промахами и неудачами на пути к славе и величию, к которому мы были изначально призваны и которое потеряли, но теперь обретаем снова с помощью креста.
Все приведенные выше сравнения нацелены на то, чтобы вам было легче определить, кто вы – теолог креста или славы.  А теперь еще немного сравнений, чтобы уже совсем сомнений не оставалось.
Теолог креста называет вещи своими именами, он не пытается оправдать Бога, когда Тот говорит: «Господь умерщвляет и оживляет, низводит в преисподнюю и возводит; Господь делает нищим и обогащает, унижает и возвышает» (1 Царств 2:6-7), (Втор. 32:39), (Псалом 10:5). Теолог креста понимает, что Бог оправдал Себя не кресте и ничего большего не требуется, потому что ничего большего и быть не может.
Теолог славы всегда пытается забелить, засахарить и засинтематизировать Бога, при этом Бог перестает быть Богом, и становится лишь помошником с неизмеримо большей любовью, нежели святостью; Бог становится тем, кто изменяет жизнь, а не тем, кто спасает. 
Теология никогда не остается на бумаге, она всегда проживается. И теолог креста живет как тот, кто следует за Христом по Его пути, отвергая себя и обнимая единственное древо жизни – крест.
Теолог славы также живет по доктринам своей теологии, что означает, что он провозглашает себя победителем уже здесь и сегодня, святым в каждом дне и поступке и здоровым, богатым и сильным. Если даже еще не достигшим все этого, но уж точно достигающим этого в четко утвержденные сроки. Что же на счет креста, что с ним? Он лишается всех неровностей и шероховатостей, уменьшается, покрывается золотом, и вешается на шею как подтверждение того, что Он наш и посему все Его – мое. 
Я хочу быть теологом креста, а что на счет вас?

4 Comments

  1. В не обычной форме представлено Богоцентричное и человекоцентричное богословие.

  2. Спасибо за комментарий. Да, согласен, что необычно, но уж очень четко и практично, по лютерски))).
    Страшно то, что мы все в силу нашей греховности, склонны быть теологами славы, нежели креста, поэтому сравнения Лютера так полезны в выявлении наших внутренних мотивов.
    Лютер помогает увидеть, что я, лично, делаю основанием моего принятия Богом – свои запачканные одежды (Исайя 64:6) или багряные одежды Христа, свои ежедневные добрые дела или Христово дело искупления.

  3. Здравствуйте Адельфос. Кстати, как вас зовут, было бы приятно знать с кем общаешься. 🙂 И откуда вы?
    Я не лютеранин, я баптист, но Лютера люблю. Спасибо большое за ободрение. Благодати вам.

Comments are closed.