Четыре недели назад я начал серию проповедей по книге Осии. Книгу Осии я люблю давно, но только после того как начал проповедовать по ней, я понял, насколько мало я знаю о любви Божьей. Во время подготовки к очередной проповеди мой взгляд упал на книгу Дональда Карсона «Любовь в трудных ситуациях». Книгу я прочел быстро, и это можно было сравнить с поглощением хорошего стейка. Перевод прекрасный, слог мягкий, содержание насыщенное, актуальность неоспоримая. Одним словом, книга хороша. Бонусом я получил то, что многие идеи, которые у меня возникали в процессе экзегетики текста пророка Осии, находили отражение в тезисах Карсона. С первых же строк Карсон развенчивает идею сентиментального, сахарного Бога, Который ничего не может, как только прощать. И об этом я и хотел бы поговорить в данном посте.

Бог любит и это бесспорно, и слава Богу за это! Но Его любовь сочетается с гневом, Его милость сочетается с Его справедливостью, а Его терпение с Его ненавистью. Как это может сочетаться? А как это сочетается в вас? Если вы, творение, настолько сложны и многогранны, то насколько более сложен и многогранен Творец! Кто-то возразит и скажет: «Но гнев и ненависть – это греховные чувствования, и их просто не может быть у благого, милостивого и любящего Бога?» Не думайте о Божьем гневе и ненависти как о человеческих, греховных чувствах. Когда Бог гневается и ненавидит – это единственно правильная и справедливая реакция. Более того, если бы Бог не гневался на грешника, то тем самым Он бы согрешил или, другими словами, перестал бы быть Богом.

Когда Иисус в гневе разгонял торгашей в храме и опрокидывал их столы, Он поступал справедливо. Его гнев был справедливым и святым. И Он не согрешил в том, что очистил дом Отца Своего от тех, кто используют Бога для обогащения.

Когда Иисус говорит, что Он ненавидит дела Николаитов (Откровение 2:6) – то это единственно правильная и справедливая реакция, потому что Иисус ее испытывает. Иисус гневается на грешника, но Он и любит его. Как это может быть? Крест Иисуса – ответ на этот вопрос. Бог готов миловать. Бог готов прощать. Но для этого нужно просить Его о милости и прощении. Ибо милость дается лишь тому, кто молит о милости, и прощение лишь тому, кто просит прощения. Поэтому до тех пор, пока мы будем превозносить одно качество Бога над другим, мы будем создавать все новых идолов, удобных нам. Мы будем создавать карманных иисусов вместо истинного Иисуса, Который и плакал и гневался и ненавидел и любил, и Который грядет судить мертвых и живых.

Пора уже покаяться в первом грехе человека и позволить Богу быть Богом. Господь милует нас как сынов Своих, но только если мы имеем страх Господень, то есть помним, что Он есть святой Отец.

Псалом 102:8-17, «Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив: не до конца гневается, и не вовек негодует. Не по беззакониям нашим сотворил нам, и не по грехам нашим воздал нам: ибо как высоко небо над землею, так велика милость [Господа] к боящимся Его; как далеко восток от запада, так удалил Он от нас беззакония наши; как отец милует сынов, так милует Господь боящихся Его. Ибо Он знает состав наш, помнит, что мы–персть. Дни человека–как трава; как цвет полевой, так он цветет. Пройдет над ним ветер, и нет его, и место его уже не узнает его. Милость же Господня от века и до века к боящимся Его, и правда Его на сынах сынов, хранящих завет Его и помнящих заповеди Его, чтобы исполнять их (выделение мое).»