Несколько дней назад, мы с моей дочерью закончили читать «Хроники Нарнии». Я уж и не помню как долго мы читали этот сборник повестей. Ну, уж точно не меньше 6 месяцев. Книга, конечно же не нуждается в дополнительной похвале или восторженных отзывах. Это классика.

Но все же я не могу удержаться от того, чтобы не поделиться тем какое произвела эта книга впечатление на меня. Сначала я поделюсь 2 впечатлениями, а затем 4 наиболее запавшими в душу моментами из всех 7 повестей и одним любимым героем, кроме Аслана, конечно. Итак, 2 впечатления,

Во-первых, я однозначно больше хочу на небеса и сильнее хочу увидеть Христа. Каждый раз, когда герои Нарнии встречались с Асланом (прообразом Христа) – это было что-то невероятное. Моя дочь всегда расплывалась в улыбке и радовалась, когда Аслан появлялся. Во-вторых, я больше хочу быть похожим на Иисуса. Доброта и справедливость Аслана – это то, что Льюис показывает просто мастерски. Он не ручной лев и Он Тот, с кем хочется повстречаться пусть даже это будет стоить всей жизни. Очень хочется научиться отражать этот удивительный сплав справедливости и доброты в своей повседеневной жизни.

А вот и 4 наиболее запомнившихся момента из Хроник.

  1. Первый из повести «Конь и его мальчик».

Игого теряет гордость.

В этой повести будет момент, когда горделивый Игого, кичившийся своими боевыми навыками и заслугами струсит и не пойдет на спасение девочки, на которую напал лев. Затем он в стыде скажет, что должен вернуться обратно во вражескую страну и закончить жизнь в рабстве поскольку он не просто осрамился, а потерял все. Вот, что на это ответил отшельник, «Добрый, мой конь, ты не потерял ничего, кроме гордыни».  Это просто гениально. Как же часто мы должны благодарить Бога за те моменты в жизни, когда мы имеем шанс потерять гордость!

  1. Второй из повести «Серебряное кресло».

Джил хочет пить и у ручья, где лежит Аслан.

Джил попала в страну Аслана и умирает от жажды. Она видит ручей и ей хочется пойти напиться из него, но у него лежит лев, Аслан. Она боится, что он может съесть ее. Перед ней выбор умереть от жажды, либо подвергнуться опасности и пойти напиться.

Лев приглашает ее прийти и напиться, но она хочет гарантий того, что он ничего не сделает ей. Джил спрашивает, «А вы едите девочек?» Лев отвечает без хвастовства, сожаления или злости, «И девочек, и мальчиков, и женщин, и мужчин, царей и королей, города и королевства». В итоге Джил решается и напивается. Картина Царя всей вселенной, который приглашает прийти и напиться и как Он при этом не перестает вселять благоговейный страх не оставит равнодушным ни одного верующего. Всякий рожденный свыше знает, о чем идет речь в этом разговоре. Это одна из лучших иллюстраций того, что Писание называет страх Божий.

  1. Третий из повести «Серебряное кресло».

Монолог квакля Хмура перед колдуньей.

Злая колдунья завораживает героев и лжет им о том, что нет ни Нарнии, ни Наземья, ни неба, ни солнца, ни Аслана, есть только ее подземельное царство . Все герои под действием чар все больше в это верят и вот квакль наступает в огонь и в момент просветления говорит следующее, «Если верить вам, мы все выдумщики, дети. Но если четверо детей могут создать игрушечный мир, который во сто крат лучше вашего замогильного, то я выбираю этот мир, игрушечный. Я иду за Асланом, даже если его и не существует, и буду считать себя нарнийцем, даже если никакой Нарнии нет». Эта речь пробудила всех от чар и они выбрались из подземелья в Нарнию. То, что здесь сказал квакль очень похоже на символ веры Достоевского в его письме Фонвизиной. Вот что написал в нем Федор Михайлович, «Этот символ очень прост, вот он: верить, что нет ничего прекраснее, глубже, симпатичнее, разумнее, мужественнее и совершеннее Христа, и не только нет, но с ревнивою любовью говорю себе, что и не может быть. Мало того, если б кто мне доказал, что Христос вне истины, и действительно было бы, что истина вне Христа, то мне лучше хотелось бы оставаться со Христом, нежели с истиной.» Но слава Богу, что Христос и есть истина, что Он лучше и прекраснее всего того, что колдуньи этого мира могут нам наврать.

  1. И последний четвертый момент из повести «Последняя битва».

Тириан и Алмаз говорят об Аслане.

В Нарнии произойдет ужасное событие. Один хитрый макак нарядит осла в львиную шкуру и будет его выдавать за Аслана. Этот макак будет отдавать ужасные приказания от имени Аслана и многие поверят ему. В это время об этом услышит последний король Нарнии, Тириан и его единорог Алмаз. Приказания, которые макак будет отдавать от имени Аслана будут во всем противоречить тому, что Аслан из себя представляет. И вот разговор Тириана и Алмаза, когда Тириан решает пойти и сдаться на милость Аслана после их вылазки вопреки приказам лже-Аслана. «Неужели, по-твоему, меня волнует, приговорит меня Аслан к смерти или нет? Не лучше ль умереть, чем жить и знать, что Аслан совершенно не похож на того Аслана, в которого мы верили и которого ждали? Как будто взошло солнце, и солнце черное.» Алмаз вторит ему и говорит, «Я понимаю: как будто пьешь воду, а вода сухая…»

Льюис гениально показывает, что самой большой страх для верующего – это если Бог вдруг перестанет быть тем, кем Он является. Это хуже смерти. Слава Богу, что Бог есть Бог и Он неизменен в Своей справедливости и милости и во всех Своих качествах. Это самое надежное основание всего мироздания и нашей жизни. Слава Богу за Бога!

Мой любимый герой – это Люси. Почему? Потому что она всегда верила и делала это даже тогда, когда никто не верил.

Рекомендую «Хроники Нарнии» всем. Христиане могут задаться вопросом о тархистанце, который был спасен Асланом, не смотря на его неверие при жизни. Это не соответствует Писанию, но от этой одной детали, Хроники не перестают быть шедевром. Приятного вам чтения!