Много я слышал про эту книгу и давно хотел ее прочитать и вот наконец-то свершилось. Задача моя, как всегда, не в том, чтобы дать детальный обзор книги, но в том, чтобы отметить яркие моменты и то, что, по моему мнению, действительно уникально и полезно в этой книге.
Человек ответственен за свое поведение перед Богом
Во-первых, автор четко и безапеляционно утверждает, что человек является творением, которое морально ответственно перед лицом Бога, несмотря ни на что. Кроме этого, мы должны помнить, что тело не есть зло и все проблемы не от тела. Дело в том, что грех часто извращает и утрирует вполне нормальные телесные потребности, такие как потребность в пище или отдыхе. Потребность в пище грех может извратить в чревоугодие, анорексию или булимию, а нормальную потребность в отдыхе и сне в лень.
Затем, автор подводит нас к основному вопросу. Так виноват ли мозг в поведении людей зависимых, либо страдающих от болезней, затрагивающих функцию мозга. Здесь нужна цитата, «Мозг не может заставить человека грешить или воспрепятствовать ему следовать за Христом в вере и послушании». Как только мы поддаемся искушению назвать что-то лишь только болезнью, мы лишаемся возможности обратиться ко Христу с просьбой помочь нам в борьбе с грехом и избавить нас от искушения. Если всему виной мозг, то Бога особо и беспокоить не о чем. Страдающему аллергией не надо каяться и доверять Богу. Он нуждается лишь в понимании и облегчении страданий, да, и от Бога также, но его состояние не греховно и потому оправдано. Состояние же человека раздражающегося, гневающегося, оскорбляющего – не невинно, но греховно и здесь мы видим нужду в Боге и Его Евангелии.
Основная мысль автора заключается в том, что никакое психическое или другое расстройство не может лишить человека его моральной ответственности перед Богом. Он должен быть благочестивым. Каким бы не было заболевание, болезнь ли это Альцгеймера или синдром Корсакова. Как говорит автор, «Как правило, если человек оказался способен оскорбить кого-то словами или действием, то он способен и понять, что повел себя дурно».
Относитесь к людям согласно их состоянию
Кроме этого, очень важно помнить, что мы должны относиться к людям сообразно их способностям. Не ожидайте от детей, либо больных людей полного понимания, которого вы ожидаете от взрослого здорового человека. Не надо ожидать полного понимания и такого же восприятия окружающего каким обладаете вы.
Автор приводит отличный пример с детьми, которые будучи маленькими не ложились спать вовремя и потом начинали капризничать и вести себя плохо. Это не было сознательным бунтом с их стороны, просто они переутомились. И вместо того, чтобы их наказать, автор отправлял детей спать. А уже на следующее утро, объяснял им, что усталый человек должен просить Бога помочь ему держать себя в руках. Помните, оправданий гневу и грубому поведению нет, но беспорядок в комнате ребенка может быть оправдан.
Мы грешим, потому что мы грешники
Или вот еще один замечательный принцип. Мы злимся, не потому что нас разозлили, а потому что мы злые и определенные сложившиеся обстоятельства вывели наружу таившийся в нашем сердце грех злобы. Никто и никогда не может нас заставить поступить ужасно, выругаться, разгневаться, если бы у нас не было всего этого внутри. Если у меня нет плохих слов ни в голове, ни в сердце, я никогда и не выругаюсь. Это то, о чем Иисус говорил в Марка 7:20-23. Одним словом, мы грешники и потому мы грешим.
И еще один принцип. Цитирую, «Травма мозга и здесь можно добавить и заболевания, которые влияют на нормальную работу разума, лишь усиливают уже присущую человеку модель поведения». Если после травмы или заболевания человек начинает отпускать двусмысленным шутки сексуального характера. Это, лишь означает, что сдерживавший в прошлом такое поведение мозг теперь не справляет и спрятанное внутри начинает вылазить наружу.
Не могу не упомянуть два диагностических вопроса, которые помогут выявить разницу между сугубо физическими симптомами и духовными.
1. Призывает ли Библия к такому поведению или запрещает его?
2. Как можно охарактеризовать такое поведение: как силу или как слабость?
Чувство вины
Чувство вины бывает ложным. Человек может себя чувствовать виноватым не из-за того, что нарушил установленные Богом законы, требования, которые установил для себя сам. Например, какой-то муж может сказать, «Я виноват, потому что не угодил своей жене». Происходит это, когда человек трактует мир не согласно со словом Божьим, а согласно своим представлениям. Исправляется такое неверное понимание мира Божьим словом.
«Вообще чувство вины создаёт у человека ощущение, что он сам наказывает себя, расплачиваясь тем самым за собственные грехи. Это выдает гордыню его сердца, которое полагает, что оно может понемногу самостоятельно справиться со всеми своими грехами». Именно поэтому процесс покаяния всегда должен включать приход ко Христу и принятие прощения от Него. Мы должны следовать примеру Петра, не Иуды.
Грех vs Страдания
Также важно помнить, что грех-это более глубокая проблема, чем любое из страданий, будь то страдание от полученной травмы или заболевания мозга. И потому смотреть на грех сквозь пальцы – это не любовь к человеку…это любовь к собственному комфорту. Запомните, осознание греха человеком если что-то и сокрушает, то нашу гордыню, но никак не личность. Нужно бояться греха, не страданий.
Зависимость -это нарушение поклонения
Автор неоднократно говорит о том, что мы не можем утверждать, что влечение к собственному полу – это врожденная патология или зависимость. Мы также не можем говорить о том, что алкоголизм-это болезнь. Библия утверждает, что мы избираем зависимость, и только затем зависимость избирает нас.
Мы любим состояние, в которое нас вводит зависимость больше, чем мы любим Бога. Зависимость-это самопоклонение. Зависимость-это нарушение поклонения. И потому зависимость-это проблема поклонения, для разрешения которой нам просто необходимо познать Того, Который есть истинный Объект поклонения.
Рекомендую эту книгу всем!